Алина Гильмитдинова
Биеннале в кармане

Немного об истории биеннального движения на Урале
Листья, подхваченные ветром, легко опускаются на брусчатку. Шуршат под ногами, словно шепчут что-то нежно. У кого-то алгебра первым уроком. Я им не завидую. Кто-то дремлет под аккомпанемент голоса преподавателя и ручек, скрипящих на бумаге. Я впервые за много лет не сажусь за парту, не покупаю тетради и канцтовары, студенческий билет недействителен. Но это не повод отказаться от получения новых знаний, правда ведь?

Независимо от вашего академического статуса, предлагаю посетить Уральскую индустриальную биеннале. За посещаемостью следят внимательно, но двойки никто не ставит. А чтобы вы почувствовали себя настоящими отличниками биеннале, предлагаю вам эту небольшую шпаргалку по истории проекта.
1 УИБСИ. Спецпроект. ВИЗ. Екатерина Пугач. Молния / 1 UIBCA. Ekaterina Pugach. Lightning
9 сентября – 10 октября 2010. Первая Уральская индустриальная биеннале современного искусства. Амбициозная идея Алисы Прудниковой, в то время возглавлявшей Уральский филиал ГЦСИ. Тема: Ударники мобильных образов. Чувствуете дыхание индустриального прошлого? Сразу захотелось включить «Время вперед» Свиридова. Прошел проект в здании типографии «Уральский рабочий». С самой первой биеннале современное искусство проникает на площадки тесно связанные с индустриальностью и не предназначенные для экспонирования современного искусства. Отметим также, что Уральская биеннале с самого начала своего существования сопровождалась специальными проектами и параллельной программой. Интеллектуальная платформа также начинает свою историю осенью 2010 года.

Комиссар: Алиса Прудникова

Кураторы: Екатерина Деготь, Космин Костинас, Давид Рифф
2 УИБСИ. Основной проект. Кутлуг Атаман. Kuba / 2 UIBCA. Main Project. Kutluğ Ataman. Küba
13 сентября - 22 октября 2012. Индустрия смыслов. Именно так звучит тема второй биеннале. Размах проекта за два года заметно увеличился. В роли одного из учредителей Министерство культуры РФ, поддержку молодому проекту оказывают Администрация Губернатора Свердловской области, Правительство Свердловской области, Администрация города Екатеринбурга. Стратегическим партнером становится EXPO 2020. Момент ироничный для сегодняшнего читателя. Всемирная выставка пока обходит Екатеринбург стороной, а вот биеннале берет все новые высоты. Что еще важно знать? Со Второй биеннале связан старт программы Арт-резиденций, без которых невозможно представить этот проект сейчас.

Комиссар: Алиса Прудникова

Куратор: Ярослава Бубнова
3 УИБСИ. Перформанс Поэзия рабочего удара. 3 UIBCA. Performance The Poetry of the Shock Work
9 сентября – 10 ноября 2015. Между второй и третьей биеннале прошло не два, а три года. Вероятно, лишний год подготовки позволил команде совершить мобилизацию – кстати, это тема третьей биеннале – и достичь новых высот. О высотах я пишу неслучайно. Посетители третьей биеннале, ради собственной мобилизации, конечно же, героически покоряли здание гостиницы «Исеть». Для справки – 11 этажей. Место само по себе знаковое, привлекающее внимание горожан и туристов. Чем запомнилась? Более широким взглядом на индустриальное наследие. Возможностью попасть в одно из самых необычных зданий Екатеринбурга, бесконечным движением в центре города, появлением исследовательского проекта, который концентрируется на исследовании места и стартом медиаторской программы. В светской беседе можете также упомянуть, что в Третьей биеннале участвовала Йоко Оно.

Комиссар: Алиса Прудникова

Кураторы: Ли Чжэньхуа, БильянаЧирич
14 сентября – 12 ноября 2017. Наверняка, гуляя вечером по набережной городского пруда, вы замечали неоновую надпись «Кто мы, откуда, куда мы идем?». Это наследие Четвертой биеннале, разместившейся в бывшем здании Уральского приборостроительного завода. Сейчас можно строить разные предположения о дальнейшей судьбе здания на набережной, а тогда, осенью 2017, это была обитель искусства, средоточие мысли, сердце культурной жизни города. Тема: Новая грамотность. На площадке происходят невероятные мастер-классы для детей, подростковая лаборатория живет какой-то своей загадочной жизнью, в выходные нет отбоя от желающих путешествовать по маршрутам арт-резиденций. Биеннале становится проектом, в котором каждый может найти что-то для себя.

Комиссар: Алиса Прудникова

Куратор: ЖоанРибас

4 УИБСИ. Основной проект. Людмила Калиниченко. Комната желаний. Фото - Евгений Литвинов / 4 UIBCA. Main Project. Lyudmila Kalinichenko. The Room of Desires. Photo - Evgeny Litvinov
4УИБСИ Спецпроект. Тимофей Радя «Кто мы, откуда, куда мы идём_». Фото - Тимофей Радя / 4 UIBCA. Timofey Radya «What are we_ Where do we come from_ Where are we going». Photo - Timofey Radya
А что же дальше будет?

Бессмертие. Биеннале растет, развивается, темы звучат все более амбициозно. Но это лирика. А на практике две основные площадки: Уральский оптико-механический завод и здание кинотеатра «Колизей». По замыслу куратора Шаоюй Вэн к посещению обязательны обе, иначе паззл не сложится. А также масштабная параллельная программа, невероятно интересные проекты, подготовленные медиаторами, традиционная интеллектуальная платформа и, конечно же, мои публикации о пути медиатора.

Кажется, чего-то не хватает?

И вы правы. Любые масштабные проекты с многолетней историей – это десятки мест и тысячи имен. Чтобы отразить все и упомянуть всех, нужно написать книгу. И не одну. А это всего лишь небольшая шпаргалка. Что же я могу посоветовать прилежным ученикам?

- Не пропустить Пятую биеннале. История создается прямо сейчас.

- Заглянуть в Архив биеннале. Он притаился на втором этаже УОМЗ, ждет своих исследователей.

- Выйти на сайт Уральской индустриальной биеннале и поразиться, сколько всего можно там найти.

- Следить за всеми соцсетями биеннале, до которых дотянетесь. Обязательно найдете то, что заинтересует именно вас, будь то дневники медиаторов, или какой-нибудь особенный специальный проект.

Задание со звездочкой

Сходить на все площадки основной и параллельной программы, побывать на медиаторской экскурсии (или даже экскурсиях!), влюбиться в несколько произведений, побывать хотя бы на трех медиаторских проектах и пережить на биеннале безумную историю, о которой потом будете рассказывать всем друзьям. Пятерку в дневник вам за это вряд ли поставят, но новые знания гарантированы.
Made on
Tilda