АРИНА ЛОГИНОВА
Да будет свет

Пленяющий и завораживающий, свет уже давно стал излюбленным материалом многих художников. Предлагаем Вам немного порассуждать, какое место световое искусство занимает в жизни города сегодня.
Сколько времени Вы ежедневно проводите на улице? Час? Два? Скорее всего, гораздо больше. Каждый день человек выходит из дома и оказывается в открытом пространстве, показывающем нам, чем живет город, какие процессы происходят в нем.

Мы видим не только как растут дома, ездят автобусы и бегут прохожие. Улицы рассказывают нам о событиях, которые происходили или произойдут, указывают на проблемы общества, напоминают о важном. Как они это делают? У них есть много способов: афиши, рекламные плакаты и объявления, стрит-арт.

Художники уже давно подметили, что городская среда – это то место, в котором произведение может жить своей жизнью, оно меняет свои формы под воздействием времени и естественных условий, стареет, а иногда даже умирает. В наш век новых технологий, когда каждый день появляются новая информация, когда ритм жизни растет и становится быстрее с каждым часом, не удивительно, что художники начали поиски новых форм и средств выражения своих идей. Сегодня они используют не только краски или глину, карандаши или бронзу, а материалы, которые зачастую нельзя не только потрогать, но и увидеть. 21 век – век новых форм. Самовыражение, высказывания своего мнения, своей позиции само по себе превратилось в художественный процесс. Особое значение приобрело не только итоговое произведение, но и само действие, то, как это было сделано. Именно поэтому у уличного искусства не одно лицо, и не два, а бесконечное множество. Произведения этого жанра не похожи друг на друга, несут в себе абсолютно разные смыслы и посылы, а встретить их можно в совершенно разных местах: от площадей и городских стен до галерей.
Свет – материал, пленивший умы не только художников, но и зрителей. Он завораживает, удивляет, создает атмосферу, задает тон пространству. Уличные мастера Екатеринбурга уже давно полюбили свет как способ самовыражения. Доказательством такой любви служит существование фестиваля света «Не темно». «Не темно» - фестиваль, которой ежегодно проводится в столице Урала в самый короткий день в году, 21 декабря. За несколько лет своего существования фестиваль показал зрителям, как можно работать со светом, а так же дал мощный толчок дальнейшему развитию этого необычного вида искусства.

У светового искусства нет, и не может быть каких-либо критериев. Каждая работа – полет фантазии автора, идея, которую может ограничить лишь желание ее создателя. Подобные произведения не терпят сравнения. Одними и теми же способами, при помощи одинаковых ламп или приборов уличные художники работают с фотографией, скульптурой и инсталляцией. В пространстве города, свет живет своей собственной жизнью. Соприкасаясь с архитектурой, световое искусство не только выражает себя с очередной стороны, но и по-новому раскрывает здания, а вместе с ними и все пространство города. Городская среда оживляет свет. Улицы находятся в постоянном движении и вместе с ними волей или неволей приходят в движение и объекты стрит-арта. Они не только меняются сами, но, в зависимости от окружающего мира, меняется и их восприятие зрителем.
Одним из примеров использования света как средства выражения могут служить огромные абажуры Тимофея Ради, знакомые каждому жителю Екатеринбурга. Абажуры на улице Ленина придают городу уют и атмосферу "домашности". Не случайно они имеют специфическую фигурную форму, подобно «пришельцам» из 70-х годов прошлого века. Наверняка каждый видел подобные светильники в своем детстве или дома у бабушки, именно поэтому они навевают на нас приятные воспоминания и дарят тепло нашему сердцу. Они как будто согревают город. Согласитесь, холодными зимними вечерами у каждого немного поднимается настроение при взгляде на это произведение. Подобные проекты напоминают, что Екатеринбург - один большой дом для всех нас.

Абажуры на улице Ленина – это красиво. Глаз радуется, когда среди хлопьев пушистого снега, вечером, пробиваются теплые охристые лучи света. Но как бы воспринимался этот объект в другое время года? Не думаю, что он был бы столь же поэтичен в дождливое уральское лето, более того, он бы попросту испортился.

К счастью не все произведения светового искусства зависят от погодных условий. Многие работы смотрятся органично как в пространстве города, так и в пространстве галерей или других выставочных площадок. Так, «Луна» Леонида Тишкова не только объехала со своим создателем весь мир и была запечатлена на снимках, как на земле, так и на воде, но и нашла свой «уютный уголок» во многих музеях по всему миру. Работа смотрится органично и интересно везде: на улице, в лесу или на поляне, на чердаке и крыше, в выставочном зале.

Это произведение – история о человеке, который однажды встретился с Луной и остался с ней навсегда. Луна прекрасна и недоступна, к ней хочется стремиться, но невозможно удержать ее в своих руках – именно поэтому работа Тишкова находит отклик в сердце каждого зрителя.
Все ли объекты светового искусства имеют большой размер? Мне кажется, что ответ очевиден. Наряду с произведениями, которые превышают рост человека или соотносятся с ним, вполне могут существовать маленькие, возможно с первого взгляда незаметные работы. У них есть свой неповторимый шарм. Каждая такая работа раскрывает город с новой стороны, она показывает, что не все важное находится на виду, что иногда для того чтобы увидеть чуть больше, надо поискать чуть лучше, посмотреть чуть внимательней, открыть свое сознание для всего нового и ранее неизведанного. Может быть, маленькие работы и не всегда несут в себе глубокий философский смысл, не превращают пространство города в единую сцену, но их посыл, их удивительный заряд нельзя недооценивать. Важно помнить, что шедевром произведение делает не размер, а та идея, которую оно в себе несет.

Что такое свет? Словарь или учебник по физике ответит нам, что это «электромагнитное излучение, воспринимаемое человеческим глазом», но для художников «свет» это всегда нечто большее. Свет – удивительный материал, который может передавать эмоции и чувства, акцентировать детали или наоборот делать их незаметными. Этот удивительный материал всегда идет рука об руку с темнотой, и это предает ему еще больше загадочности. Конечно, о последней не принято говорить, рассуждая о световом искусстве, но надо отдать ей должное – без темноты, без кромешного мрака или легких сумерек мы не смогли бы оценить работы, выполненные при помощи света. Таким образом, художник, не всегда осознавая это, моделирует не только сияющее пространство, но и тьму. По сути он работает не с одним материалом, а с двумя, расширяя набор средств передачи своей идеи.

Свет буквально вдохнул жизнь в искусство стрит-арта, сделав его чистым и нетривиальным. Он раскрыл не только новые горизонты перед художниками, но и новые просторы для понимания работ перед зрителями. Он расширил мировосприятие и миропонимание и первых, и вторых. Сложно предсказать развитие стрит-арта в целом и развитие светового искусства в частности, но можно с уверенностью утверждать, что художники и впредь будут продолжать искать и выражать себя через свое творчество, прибегая к этому электромагнитному излучению.

Made on
Tilda