Само название «Детской книги» Байетт может сбить с толку, история под обложкой очень взрослая. С первых страниц становится ясно, название говорит о самом важном занятии в жизни одной из главных героинь – Олив Уэлвуд. Олив пишет детские книги. Чуть позже станет ясно, что для персонажей, избравших определенные занятия, эти занятия выйдут за грань ремесла, творчества, искусства. Это даже не миссии, а единственно возможный способ прожить жизнь.
В богемном мире «Детской книги» главными героями не стали живописцы, композиторы, актеры или артисты балета. Те, кто создает высокое искусство, выведены за рамки действия. Чем же занимаются главные герои? Керамика, ювелирное дело, создание марионеток – декоративно-прикладное искусство, часто выносимое за скобки даже специалистами. Медицина, научные исследования, то, что сейчас называется музейным менеджментом – не считается искусством, но героями возведено в ранг смысла жизни, миссии, дела, где нужно достичь мастерства. Наконец, писательство. Занятие как будто более рациональное (и в глазах иных людей более доступное), чем создание картин или симфоний. И тем не менее, именно писательство формирует обманчиво уютный мир этой книги. Жизнь нескольких человек не соткана мойрами из конечной нити, но выписана пером на страницах книг.
Болезненно и искренне раскрываются герои, которые создают что-то, потому что не могут не создавать. Никакой излишней романтизации: муки творчества, душевные терзания, приводящие к жестокому финалу, соприкосновение с прекрасным (или ужасным) как
неотъемлемая часть сюжета. Кажется, редкие книги говорят о художественном процессе так жестко, честно, но вместе с тем вдохновляюще.
Конечно, темой искусства эта действительно большая книга не исчерпывается. Даже не рубеж, а столкновение двух эпох, двух царств
(королевы Виктории и ее наследника, короля Эдварда). Непростой путь от детства до взрослой жизни. Деликатное наблюдение и честный рассказ о том, как сильно на нас влияет все, что с нами происходит. Но как мы можем обрести власть над своей жизнью. Классовая борьба, революционные идеи. Любовь, мало похожая на великую и всепобеждающую, но задевающая что-то глубоко сокрытое. И, конечно же, столько культурного контекста, что на изучение всех упомянутых имен, названий и явлений можно выделить не один вечер.
Эта история не только об искусстве. Но об искусстве она говорит предельно честно.