АЛИНА ГИЛЬМИТДИНОВА
Герцог и мы
Как мы влюбились в эпоху, которую сами придумали

Многие леди и, осмелюсь предположить, некоторые джентльмены замерли в ожидании. Ведь они стали свидетелями весьма впечатляющей сцены между завидным холостяком сезона и  молодой леди, которой, казалось, уготована участь старой девы. Что же будет дальше? Какие препятствия встанут на пути возлюбленных? (А они точно встанут). Наконец, что об этом напишет леди Уислдаун?

Подобные пассажи легко представить себе во вселенной «Бриджертонов», сериала, который стал феноменом. Экранизация серии легких любовных романов попала в самое сердце зрителей, каждый новый сезон становится источником мемов, стильным вдохновением и путешествием в мир красивых фантазий о высоких чувствах.

Сам род этой фантазии берет начало в творчестве Джейн Остин. Ее героини, очень разные, но обязательно наделенные умом и понятными жизненными принципами, в финале всегда получают настоящую любовь, удачно совмещенную с выгодным замужеством. Путь к этому финалу тернист, героини проходят не только испытания обстоятельствами, но и внутреннюю трансформацию. Наблюдательная Джейн Остин создала уютный мир, в ее книгах все «как в жизни», только лучше. Психологизм и ирония не мешают почти сказочным финалам, в которых все получают «по заслугам».
Эта сложная и притягательная литературная основа породила ряд экранизаций, которые для многих зрителей сформировали нечто вроде канона костюмного романтического фильма
Эта сложная и притягательная литературная основа породила ряд экранизаций, которые для многих зрителей сформировали нечто вроде канона костюмного романтического фильма.

Сейчас кажется удивительным, что одна из первых широко известных экранизаций Джейн Остин – «Гордость и предубеждение» 1940 года – заметно отступает от оригинала и стилистически, и сюжетно. Внешне фильм явно пытался имитировать эстетику «Унесенных ветром», действие из Регентства перенеслось в Викторианскую эпоху. Сюжет обрел голливудскую сказочность: суровая леди Кэтрин оказалась добрейшей женщиной, зануде Мэри
нашли поклонника, словесные пикировки Элизабет и мистера Дарси потеряли глубину.

Зефирная башенка «Бриджертонов» возведена на прочном фундаменте «Гордости и предубеждения» 1995 года. Эта экранизация сохранила многие нюансы классического текста, но рискнула дать персонажам ровно столько живописи и современности, сколько было
уместно на тот момент. Мистер Дарси в мокрой рубашке невозможен в начале 19 века. В конце века 20 он открывает дорогу для целой череды романтических ситуаций и образов. После герои Джейн Остин будут становиться то школьниками, то прогрессивными борцами с  рабством, то жителями современного Лондона.

Окончательно канон будет зафиксирован в легкой комедии «Остинленд». Гостиные, сады, платья в стиле ампир, возлюбленные-обманщики и возлюбленные, с которыми «все сложно», кочуют из экранизации в экранизацию (кроме совсем современных прочтений), давая нам чувство уюта и безопасности. Была ли эпоха Регентства такой прекрасной? Войны, отсутствие интернета и реальные шансы умереть от обычной простуды намекают, что современный человек с трудом провел бы там и час. Не говоря о том, что не все в этой вселенной были бы Элизабет Беннет, конюхи и горничные там существуют, но остаются безымянными. Тем не менее, визуальный образ эпохи, созданный экранизациями Джейн Остин, кажется очень уютным. Это мир изящных садов, небольших городков, гостеприимных усадеб и интересных людей. Про торжество любви в этих романах тоже было сказано.

«Бриджертоны» появились несколько поколений спустя, в сегменте литературы, который не грозит авторам бессмертием. Все мы когда-то снисходительно смотрели на бесконечные обложки любовных романов. Таилась ли там литературная жемчужина? Не совсем.

Джулия Куинн использует романтические сюжеты, которые всегда будут волновать читательниц: притворные отношения, из врагов в возлюбленные, из друзей в возлюбленные. Чувствуется, что писательница любит своих персонажей и уважает читателей, но все
это мы видели уже много раз, а некоторые условности жанра и вовсе способны оттолкнуть читателей. Так что же мы нашли в экранизации.

Первый сезон «Бриджертонов» вышел под конец 2020 года. Его успех часто связывают с усталостью от пандемии и всеобщим желанием сбежать от реальности. Так это или нет, но сериал предложил нам новый взгляд на то, что и так казалось уютным, но в меру волнующим.
Эстетика британской чопорности уступила место невероятным нарядам. Пастельные оттенки, цветы повсюду, нежные локоны, банты
Эстетика британской чопорности уступила место невероятным нарядам. Пастельные оттенки, цветы повсюду, нежные локоны, банты.

Можно долго обсуждать героев сериала, но они воплощают представления о красивых и интересных мужчинах и женщинах, которые пафосно говорят о высоких чувствах, принципах, долге, семье. Каждый эпизод на час вырывает нас из мира смартфонов и эмоционального выгорания. Если в реальной жизни мы зачастую ограничиваемся стикерами и реакциями в мессенджерах, то Бриджертоны и их окружение напоминают нам, как важны и сильны чувства, и как много решают слова. Сказанные и написанные.

Несмотря на глянцевую картинку, сериал также напоминает, что красота разная. Можно долго рассуждать о расовой принадлежности актеров в исторических фильмах, но «Бриджертоны», к счастью, изначально отвергают всякую историчность.

Наконец, интрига. Да, зритель уже в первом сезоне узнает, кто такая леди Уислдаун, легким росчерком пера вершащая судьбы героев. Что не умаляет интереса к тому, как долго интрига
продержится для героев.

«Бриджертоны» создают иллюзорный мир больших страстей и абсолютной красоты. Эта иллюзия уютная, напитанная целым рядом книг и экранизаций, возникшая как очередное переосмысление определенного канона. И все-таки это история про настоящее. Как минимум, про настоящий интерес зрителей к ярким историям любви, которые обязательно кончаются счастливо.
Made on
Tilda