АЛИНА ГИЛЬМИТДИНОВА
Totus Floreo
Пока образы с прошедшего Met Gala захватывают интернет-
пространство, мы предлагаем несколько примеров растительных
образов в искусстве
Обсуждать бал Института костюма и оценивать наряды гостей стало уже доброй интернет-традицией. Бренды делают подборки товаров, вдохновленных тем или иным звездным образом, стилисты оценивают, насколько тот или иной выход получился удачным. Неравнодушные творческие ценители прекрасного делают мемы.

В 2024 году тема бала «Спящие красавицы: пробуждение моды». Ковровая дорожка, кажется, утонула в зелени, а многие гости из всех возможных интерпретаций темы выбрали цветы.

Как тут не вспомнить Миранду Пристли, саркастично произносящую: «Цветы весной? Оригинально». Шутка не теряет актуальности, весной многие вспоминают как минимум про цветочные принты. Жизнь людей издавна сильно зависела от смены сезонов, не удивительно, что природные процессы находят отражение в повседневном гардеробе многих людей.

Сандро Боттичелли. Весна. 1482. Галерея Уффици, Флоренция. Фрагмент
И пока образы с прошедшего Met Gala захватывают интернет-пространство, мы предлагаем несколько примеров растительных образов в искусстве.
Одно из первых произведений, которое приходит на ум – «Примавера» Сандро Боттичелли. В качестве источника вдохновения можно использовать любой фрагмент картины, настолько много там цветения и изящества. Однако сегодня обратим внимание на платье Флоры: растительная вышивка, розовые бутоны в подоле, многочисленные цветы в волосах и невероятный воротник, словно вырастающий из платья.

Судьба Офелии трагична, как и судьба Элизабет Сидалл, позировавшей Джону Эверетту Милле. Но что лучше дополнит образ слишком чистой и нежной для этого мира души, чем цветы?

Пришла туда в причудливых гирляндах
Из лютика, крапивы и ромашки,
И тех цветов, что грубо называет
Народ, а девушки зовут перстами
Покойников.

Джон Эверетт Милле. Офелия. 1851-1852. Галерея Тейт, Лондон
Вопреки гендерным стереотипам, мы заявляем, что цветы – не только для девочек. Цветы для всех. В подтверждение этой мысли покажем «Зиму» Джузеппе Арчимбольдо. Картин этого художника сохранилось относительно немного, но уникальность обеспечила ему узнавание и имя в веках. Если просто цветы кажутся чем-то банальным, то аллегории Арчимбольдо могут вдохновить на неожиданные творческие ходы.

Может, Арчимбольдо был первым, кто придумал составлять из цветов и фруктов портреты, но истории о превращении в цветок или дерево рассказывали еще древние греки. Интерпретаций сюжета об Аполлоне и Дафне, превращающейся в лавровое дерево, множество. У Якоба Ауэра, превращающего пальцы Дафны в ветви, вышло изящно и драматично.

В современном искусстве о цветах тоже не забывают. Алиса Горшенина, сплетающая в своем искусстве народное, повседневное и инородное, часто показывает образы без романтизации, но с мифологизацией. Цветочные и вообще растительные мотивы тоже встречаются.

Элиза из сказки «Дикие лебеди» сама в крапиву не наряжалась, ткала рубашки для братьев. Цели были магические, с модой не связанные. Тем не менее, на иллюстрации Эрика Булатова героиня выглядит если не как очередная гостья Met Gala, то как девушка с обложки готик-рок альбома: на фоне кладбище, на хрупкой девушке платье и плащ в пастельных оттенках, а в руках дикая жгучая крапива. Игра на контрасте создает сильный художественный образ.

С момента выхода «Солнцестояния» Ари Астера кажется, что ни один разговор о цветах в образе не может обойтись без отсылок к финальной сцене. Вариант «утопить» героиню в цветах производит впечатление не менее сильное, чем сюжет хоррора. Может, с финалом фильма не все согласны, но девушка в цветах будит в душе ощущение красоты и изобилия природы.

Может, цветы и растения в одежде давно не удивляют никого оригинальностью, но радоваться пробуждению природы – естественно и прекрасно.
Made on
Tilda