АЛИНА ГИЛЬМИТДИНОВА
Зыбучие пески смыслов
Рецензия на фильм "Дюна: Часть вторая" (2024, режиссёр — Дени Вильнёв)
Фото: https://www.goldenpages.uz/afisha/movie/4540126/
Существует мнение, что вторая часть трилогии часто слабее других. Рационально это можно объяснить тем, что в первой части должна произойти волнующая завязка, а в третьей – катарсическая развязка. На долю второй части в таком случае выпадает роль связующего звена. Добротного, если повезет, но интересного только в соседстве с другими.

Ждет ли эта участь вторую часть «Дюны» Дени Вильнева, сказать сложно. Большое видится на расстоянии, а Вильнев точно замахнулся на великое.

Первая проблема вселенной «Дюны» в том, что она очень известна, многими любима, но не так узнаваема и вездесуща как «Властелин колец» или «Гарри Поттер». Такой материал требует тонкого подхода.

Вторая проблема вселенной «Дюны» в том, что ни одна из экранизаций до Вильнева не была успешной. Визионерская «Дюна» Ходоровски так и не увидела свет, изящная «Дюна» Линча получила разгромные отзывы от критиков, мини-сериал с небольшим бюджетом и не каноничным главным героем, кажется, изначально был обречен на безвестность.

Задача перел Дени Вильневом стояла действительно эпических масштабов. Первая часть вышла близкой к тексту и стильной. Пустынная медлительность и духота уравновешивались мемами. Знакомство с этой «Дюной» оказалось отличным. Что же предлагает вторая часть?

С первых кадров понятно, что пространство этой вселенной стало больше. Раскрывается сам Арракис - в пустыне таятся подземные убежища, культура фримэнов выглядит все более сложной и правдоподобной. Новые пространства ждут и в окружающем мире. Покои императора, гладиаторская арена Харконненов, а, главное, то, насколько они отличаются от Арракиса и друг от друга, показывают нам такой мир, который хочется исследовать.

Исследовать не получится. Вильнев создает не фантастическую серию, а нечто вроде симфонии. Драматично развеваются на ветру одежды, завораживающе пульсирует чернильное солнце, битва на гладиаторской арене поставлена с балетным изяществом. В персонажей и мир легко поверить, но чем больше желание пойти вглубь, тем отчетливее видно, что герои – это шахматные фигуры в руках ордена Бене Гесерит. А мир подчинен божественной гармонии замысла одного из лучших режиссеров современности. Даже самое неукротимое хтоническое существо, Шаи-Хулуд, подчиняется величайшему замыслу, чтобы исполнить отведенную ему режиссером роль.

История Пола Атрейдеса в рамках этого фильма выглядит стандартным путем героя, только в высокохудожественных декорациях.

Время и следующая часть покажут, что это за история. Пока остается только наслаждаться, как наслаждаются гениальной музыкой или изящным вкусовым сочетанием. Вильнев дарит зрителю опыт прежде всего чувственный. И если раскрыть свое сознание для такого подхода, опыт выходит прекрасный.

Made on
Tilda