АЛИНА ГИЛЬМИТДИНОВА
Художественно о художественном (часть I)
Творить и обладать

«Художественно о художественном» - серия рассуждений о том, как тема искусства выглядит в книгах, фильмах и сериалах
«Сага о Форсайтах» Джона Голсуорси – одна из самых известных семейных саг в мировой литературе. Визитная карточка жанра. Место в истории литературы ей обеспечено не только благодаря искусному владению словом и захватывающим сюжетным поворотам. Форсайты ощущаются как живые люди. Хорошие знакомые, может, даже друзья. Или родственники (в череде многочисленных тетушек второго плана каждый может узнать свою). Однако за обсуждением решений Ирэн или недостатков Сомса легко упустить одну из тем, пронизывающих сагу. И это любимое нами искусство.

Условно героев можно разделить, ориентируясь на их отношение к искусству. Или отношения с искусством, если угодно. В мире Форсайтов можно быть или творцом, или обладателем. Точнее, собственником, как называют Сомса (сразу понятно, к какой категории он относится).

Джон Голсуорси ( 1867 — 1933) — английский прозаик и драматург, автор знаменитого цикла «Сага о Форсайтах», лауреат Нобелевской премии по литературе (1932)
Во многом история Форсайтов – это история о красоте. О красоте Ирэн, которая приходит в мир счастливых и благополучных Форсайтов как очередной красивый и ценный объект. Трофейная жена. Приходит, чтобы, подобно Елене Троянской, развязать войну. Красота Ирэн – ее дар и ее проклятие. Подобно произведению искусства эта женщина не может принадлежать самой себе. Собственник Сомс рассуждает о ней примерно как о дорогой мебели или картине, вписывающейся в интерьер. Ирэн, как воплощение истинной красоты, будет выбирать тех, кто творит. Любопытно, что сама она обладает музыкальным талантом. И во многом благодаря этому таланту обретает личное счастье.

Одна роковая любовь Ирэн – архитектор Филипп Босини, который тоже приходит в мир Форсайтов как сила разрушительная. Только если в образе Ирэн видится что-то мифологическое, то Босини, с его «пиратской красотой» видится, скорее, дальним потомком байронических героев. Именно Босини возведет дом, сочетающий новаторство и изящный вкус. Дом, в который ведут все сюжетные линии. Дом, символизирующий уход Ирэн от обладателей к творцам.

Вторая, не столь роковая, любовь Ирэн – молодой Джолион Форсайт, художник. Он как будто сделал все, чтобы выйти из мира Форсайтов-собственников и создавать свой жизненный путь подобно тому, как создавал свои картины. Не идеально, но искренне.

По одну сторону этой саги мир изобильного благополучия, где даже собачка подбирается под самый модный интерьер. По другую, освобождение от условностей, связанное, конечно, с некоторыми лишениями, но очаровывающее своей искренностью. Ни один вариант не выглядит исключительно счастливым и правильным. Но в необычный дом, выстроенный для Ирэн архитектором Босини, хочется возвращаться.


Made on
Tilda