АРИНА ЛОГИНОВА
Перси Уиндем Льюис и вортицизм

Одна из самых значимых и неоднозначных фигур английского модернизма – Перси Уиндем Льюис (1882-1957). Он был художником и писателем, основоположником нового течения в изобразительном искусстве, его любили и ненавидели.
Уиндем Льюис (своего первого имени он отказался еще в юности, 1882-1957) – художник, писатель и теоретик искусства, крупнейший деятель модернизма, чье творчество повлияло на развитие современной живописи и литературы не только Великобритании, но и всего западного мира. Он был знаком со всеми ключевыми фигурами британской культуры первой половины ХХ века, им восхищались и его ненавидели. Эрнест Хемингуэй в своём романе «Праздник, который всегда с тобой» охарактеризовал его, как человека «гнуснее которого никогда ещё не видел», а Томас Стерзн Элиот отзывался о нем как о «самой интересной фигуре нашего времени... крупнейшем из всех ныне здравствующих романистов».

Не смотря на свое уникальное место в литературной жизни Лондона первой половины ХХ столетия, в историю искусств Льюис вошел как основатель вортицизма (англ. Vorticism) – английского новаторского радикального течения, брутальной формы модернизма. Как указывает Том Бирченоф, «родившись из футуризма, [вортицизм] вышел далеко за его пределы и при этом отражал реалии начального периода Первой мировой войны». В соавторстве с Эзрой Паундом Льюис написал «Вортицистский манифест», который задумывался как ответ на «Футуристический манифест» представителей итальянского авангарда. Художник говорил о противопоставлении человека индустриализации и пагубном влияние механизации. Вортицизм боролся с реалистическими тенденциями в живописи, отрицал моральный аспект искусства и настаивал на автономности каждого художественного творения.

Фигурная композиция (с бульдогами), 1912-1913
Перо, тушь, акварель, гуашь
Estate of Mrs G A Wyndham Lewis
Большую часть изобразительного наследия автора составляют портреты. Как упоминалось ранее, Льюис был лично знаком со всеми ключевыми деятелями культуры Англии своего времени, многих из которых он писал. Уолтер Сикерт - основатель группы «Кэмдентаун» назвал автора «величайшим из портретистов, когда-либо живших на Земле».

«Реальность, отображенная в некоторых портретах (хотя, боюсь, к современным работам это едва ли относится), настолько свежа и изящна (она не уступает этими своими качествами столь знакомым нам всем великим портретам эпохи Возрождения), что, вглядываясь в эти изображения, невольно начинаешь жить их жизнью и даже испытывать что-то вроде ощущения собственного бессмертия. Портрет явно перестает быть портретом, когда он столь мощно вовлекает тебя в свои пределы, что тебе не только чудится, будто ты проживаешь момент некоей жизни, прошедшей за много веков до твоего рождения, но вдобавок еще и кажется, что ты участвуешь в жизни более яркой, чем твоя собственная, а потому такое участие неизменно воспринимается тобой как событие не менее уникальное, чем тот предмет, в который ты всматриваешься», – говорил о своих работах Льюис.
Т.С. Элиот. 1938
Холст, масло
Copyright: The Estate of Mrs G A Wyndham Lewis. The Wyndham Lewis Memorial Trust
Как пишут исследователи творчества мастера, на многих портретах кисти живописца имеется отличительная черта – глаза моделей опущены, словно портретируемые избегают встречи взглядом с художником и пребывают в задумчивом настроении. Действительно, прямой взгляд редкость для произведений Уиндема Льюиса. В качестве примера работы, составляющей исключение из указанной закономерности можно привести портрет его друга Эзры Паунда (1939), на котором писатель изображен с закрытыми глазами. Еще один портрет, в творчестве Льюиса о котором нельзя не упомянуть – скандальный портрет Элиота (1938), где писатель запечатлен в состоянии самосозерцания. В 1938 году работа была отвергнута Королевской академией искусств, после чего в знак протеста художник-постимпрессионист Огастес Эдвин Джон (1878-1961) покинул ее.
Эдит Ситуэлл. 1923–1935
Холст, масло
Copyright: The Estate of Mrs G A Wyndham Lewis. The Wyndham Lewis Memorial Trust
Непростой характер Льюиса наложил отпечаток на его отношения со многими покровителями, в том числе и с Эдит Ситэулл, чей портрет с атрибутами образования и литературы он писал (между 1923 и 1935). Автор говорил о ней так: «Эдит и я - давние закадычные враги, просто не разлей вода. Думаю, я не преувеличу, если скажу про себя: я - любимый враг мисс Эдит Ситуэлл». Писательница также стала прототипом одной из героинь романа «Божьи обезьяны» (1930), в котором Льюис высмеял британскую аристократию.

За год до смерти Уиндема Льюиса лондонская галерея Тейт удостоила его ретроспективной выставки, посвященной вортицистскому периоду творчества. Название экспозиции - «Уиндем Льюис и вортицизм» - воздавало справедливую дань тому, кто был родоначальником и вдохновителем этого движения.
Made on
Tilda