АЛИНА ГИЛЬМИТДИНОВА
Нейросеть, нарисуй мне электробарашка
Алина Гильмитдинова, постоянный автор AGM, делится своими рассуждениями о нейросетях в небольшом эссе
Кажется, мы это уже где-то видели. Неизвестно откуда взявшийся в пустыне мальчик просит нарисовать барашка. Результат его устраивает далеко не сразу, поэтому он с каждым новым нарисованным барашком вынужден уточнять свой запрос.
Создание изображений с помощью нейросетей выходит за рамки развлечения. Обложки, иллюстрации, оформление постов в соцсетях – все это теперь можно создавать без помощи художников и дизайнеров. Неужели пора открывать новую главу в истории искусства?

Давайте не будем торопиться.

Сложность начинается там, где мы пытаемся договориться о том, что такое искусство. Наверное, было бы наивно ожидать, что такое многомерное явление может обойтись лишь одной-двумя четкими определениями. Но в целом можно остановиться на том, что искусство:

  • Результат осмысления действительности
  • Создание нового
  • Выражается образами (не всегда визуальными)
  • Соотносится с личностью автора, историческим периодом и особенностями общества
Допустим, нейросети справляются с тем, чтобы создавать образы. Впрочем, они не придумывают эти образы сами, действие происходит по команде. С остальными пунктами все еще проще: нейросеть не осмысляет действительность, не создает принципиально новое. Итоги работы с нейросетями в каком-то смысле соотносятся с личностью человека, делающего запрос, но пока сгенерированные изображения не определяют и не создают лицо эпохи.

Мечтают ли художники о нейросетях? Пока это лишь инструмент. Как и любой инструмент, нейросети находят применение в современном искусстве (пока самым интересным примером кажется Content Aware Studies Егора Крафта). Холст сам по себе не является произведением искусства (пока какой-нибудь художник не внесет его в музей как реди-мейд, заставляя нас сказать: «О, совсем как Марсель Дюшан!»). Но ни холст, ни нейросеть не имеют своих чувств, своего опыта и своей потребности выражать некие идеи. Кто-то может восхищаться сгенерированными изображениями, но значительная их часть выглядит в лучшем случае слишком гладко и холодно. В худшем вызывает эффект «зловещей долины».

Вспомните, лучший барашек для Маленького принца был в нарисованном ящике. И это творческое решение все еще слишком человечное.






Made on
Tilda