АРИНА ЛОГИНОВА
"Риголетто" - новое прочтение старой трагедии.
Этой осенью Урал Опера Балет начинает новый сезон с премьеры оперы Джузеппе Верди «Риголетто», в постановке Алексея Франдетти.


Фото: Елена Лехова https://uralopera.ru
Этой осенью Урал Опера Балет начинает новый сезон с премьеры оперы Джузеппе Верди «Риголетто», в постановке Алексея Франдетти. Отметим, что «Риголетто» - дебют Алексея Франдетте на сцене Екатеринбургского оперного театра и первая постановка, где в качестве главного дирижера выступает Константин Чудовский. Именно он пригласил для работы над спектаклем Массимилиано Булло, итальянского вокального педагога, служившего с 1983 по 2017 год в Ла Скала в Милане.

Итак, немного предыстории. 11 марта 1851 года на сцене Ла Фениче в Венеции состоялась премьера оперы Джузеппе Верди «Риголетто», либретто для которой написал Франческо Мария Пьяве. В основе оперы лежит пьеса Виктора Гюго «Король забавляется», запрещенная французскими властями после первого же исполнения в 1832 году. Недовольство властей неудивительно, ведь героями произведения известного француза были реальные исторические лица, а именно король Франции Франциск I и его шут Николя Ферриаль по прозвищу «Трибуле».

В опере Верди события переносятся из Франции первой половины XVI века в Италию, король превращается в условного герцога, а Трибуле в Риголетто.

В новой постановке, действия «Риголетто» разворачиваются во второй половине 20-го века. Благодаря этому, трагедия, происходящая на сцене, становится не далекой выдуманной историей, а событиями, максимально приближенными к действительности зрителей. Примечательно, что и сегодня сюжет выглядит актуальным, а ведь в 1850 году австрийские цензоры назвали произведение «непристойно тривиальным». Так или иначе, опера поднимает ряд извечных тем, таких как отношения между членами разных слоев общества, жертвенность (в данном случае звучащая как настоящее самоубийство) и родительская любовь.

Особое внимание в новом «Риголетто» уделено именно родительской любви. Акцент сделан на показе взаимоотношений между шутом и дочерью. Любовь, перерастающая в «железную клетку», завышенные ожидания и опустошающая, разбивающая и разрывающая отца изнутри потеря собственного ребенка – вот основные темы постановки.

Интересна идея олицетворения образа любимой дочери через маленькую девочку. Этот прием не только придал «Риголетто» еще больший психологизм и определенное напряжение, но и позволил по-новому взглянуть на переживания шута, ведь отец видит в своей дочери ребенка, которого он не смог уберечь.

В сценографии постановки были использованы такие приемы, как частичный занавес сцены и прозрачный занавес, отделяющий одних персонажей от других. Подобное разделение пространства как нельзя лучше подошло для нового прочтения – горизонтальные полосы ткани в сочетании с вертикальными линиями декораций сделали окружение не только относительно современным (ведь действия разворачиваются в 1960-х – 70х годах), но и стильным.

Отдельного внимания заслуживает декорация отеля, использованная в последнем действии. Двухъярусная конструкция не только позволила всесторонне показать происходящее на сцене, но и прибавила динамики спектаклю за счет своей подвижности. Проекция фотографий, к слову на этой же конструкции, прием неожиданный, но удачный, подчеркивающий пикантность в отношениях между героями.

На сцене Екатеринбургского театра оперы и балета «Риголетто» регулярно исполняется с 1912 года (причем до 1989 года опера звучала на русском языке). Спектакль Алексея Франдетти, девятая постановка трагедии в Екатеринбурге, по новому раскрывает шедевр Верди и Пьяве. Восхитительная музыка, прекрасное исполнение, интересная сценография и глубокий психологизм – все это ждет зрителей Урал Оперы в нынешнем сезоне.

Made on
Tilda