АЛИНА ГИЛЬМИТДИНОВА
Как найти искусство в будущем?
Мы все ощущаем время по-разному, но вряд ли найдется человек, который ни разу не задумывался о будущем. Вопрос «кем ты станешь, когда вырастешь», детские фантазии, серьезные исследования футурологов, интерес к гороскопам и вера в предсказания. Научная фантастика, наконец. Все эти разнообразные явления связаны с мыслями о будущем. Разного толка и разного масштаба. Этот разговор по духу будет ближе всего научной фантастике.
Ростан Тавасиев
На прошлой неделе в уральском ГЦСИ открылась выставка «Искусство в воображаемом будущем». Справедливо будет сказать, что это не совсем выставка, а лишь часть большого одноименного проекта Ростана Тавасиева. Растерянный зритель в уютных залах ГЦСИ увидит несколько текстов и несколько граффити. Все изображения выполнены в едином стиле и, по сути, являются инфографикой. Смотреть на это достаточно приятно и интересно, но эстетических откровений ждать не приходится. Впрочем, это еще не все. У проекта есть сайт.

Ростан Тавасиев обращает внимание на то, что в научной фантастике редко встретишь подробные описания искусства. В отличие от технологий, например. «Искусство в воображаемом будущем» должно помочь художникам найти пути развития искусства, открыть для себя новые горизонты, поделиться идеями. Цели благие, на научность и достоверность никто не претендует, но ощущения остаются странные.

Некоторые идеи кажутся очень наивными, некоторые вторичными. Какие-то тексты неоправданно длинные, какие-то невнятные. Придираться к текстам не хочется, но мы говорим не о выставке произведений искусства, а о выставке идей. И текст в наше время остается основным способом передачи этих идей. Инфографика в исполнении Екатерины Заликаевойочаровательна, но пытливый зритель, вероятно, захочет чего-то большего.

Выставка открылась сразу после Уральской индустриальной биеннале и, так как многие работы биеннале тоже были тесно связаны с мыслями о будущем, сравнений не избежать. На главном культурном событии года нашлось место для азиатского ретрофутуризма, разговора о технологиях, внимания к взаимодействиям разных цивилизаций. Это тоже не было идеальным разговором о возможном будущем, но биеннале удалось стать пространством, в котором ощущается движение смыслов и времен.

Конечно, несправедливо сравнивать эти два проекта. У них разные истории и разные масштабы. Но тематическая перекличка заставляет ощутить «Искусство в воображаемом будущем» не как приглашение к фантазиям о будущем, а как долгий выдох после напряженной работы. Несмотря на это, с одним проект Ростана Тавасиева справляется без вопросов – вселяет оптимизм и веру в светлое будущее. Как дальше сложится судьба этого проекта нам знать не дано. Если идти на выставку желания нет, то хотя бы с сайтом проекта ознакомиться стоит. А закончить хочется цитатой из работ ЛюЦинюаня, участника Уральской индустриальной биеннале: «С уверенностью можно сказать лишь одно: будущее всех нас удивит».

Made on
Tilda