Будучи формой супруги Шивы, Чиннамаста изображается с некоторыми элементами присущими ему. Так, кобры, овивающие тело Богини без головы, атрибуты иконографии Лорда.
Невозможно не заметить и вышеупомянутое ожерелье из голов/ черепов, украшающее шею богини – элемент, знакомый многим по иконографии Кали. Действительно, Кали, как и Чиннамаста, входит в группу десяти Махавидий, так же являясь одной из форм супруги Владыки.
Но почему богиню изображают без головы? Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к мифу о появлении Чиннамасты. Согласно Пранатошини-тантре, однажды Парвати и две ее спутницы отправились купаться на реку. На обратном пути, дакини так проголодались, что взмолили Великую Богиню о еде. Их мольбы были столь сильны, что через некоторое время Парвати внемлила им и отрубила себе голову. Из шеи богини брызнули три потока крови: левый и правый напоили молящих, а центральный — ее саму. Благодаря этому поступку Парвати стала известна как Чиннамаста.
Как видно из мифа самообезглавливание Чиннамасты – это акт самопожертвования ради нуждающихся, она в прямом смысле кормит собой просящих. Это наглядный образ связи людей и богов, связи между мирами.
Но есть и иное объяснение идей, заложенных в этот поступок. Голова представляет собой не только объект силы, но и эпицентр всех помыслов и желаний. Отрубая себе голову, богиня отрекается от них. Подлинное восприятие реальности, пробуждение, просветление и освобождение от земных оков – все это, становится возможным для Великой.
Таким образам Чиннамаста, вызывающая при первой встрече шок, страх, а у некоторых даже ужас, несет в себе абсолютно противоположные эмоции. Жертвенность, круговорот жизни и смерти, преодоление своего эго – смыслы, заложенные в ее иконографии, важны для индуизма в целом.
Несмотря на то, что культ поклонения десяти Махавидьям сегодня встречается не часто (как правило Чинномасте поклоняются именно в составе группы), Богиня без головы по-прежнему представляет большой интерес для ученых-индологов из разных областей наук: религиоведов, искусствоведов и культурологов.
Это хороший пример того, как по вине элементарного незнания, человек может впасть в глубокое заблуждение, ведь как часто каждый из нас судит о вещах исключительно по первому впечатлению, не успев разглядеть суть.