Художники уральских заводов. Искусство конца XVIII – первой половины XIX века

С 12 октября по 1 декабря в Екатеринбургском музее изобразительных искусств пройдет выставка
«Художники уральских заводов»
С 12 октября по 1 декабря в Екатеринбургском музее изобразительных искусств пройдет выставка «Художники уральских заводов», которая является частью проекта «Художественная культура уральских заводов конца XVIII – первой половины XIX века», осуществленного совместно с Уральским фольклорным объединением «ФолкЪ-ТолкЪ» и при поддержке Фонда президентских грантов. Впервые в едином выставочном пространстве будет представлено более 70 экспонатов, отражающих основные направления уральских художественных производств – лаковой росписи, невьянской иконы, медной украшенной посуды и художественной бронзы, камнерезного дела, украшенного оружия, художественного чугуна, живописи и графики.
В последние десятилетия внимание к уральской горнозаводской культуре нашло отражение в литературных произведениях и учебных пособиях. При этом музейная практика и проекты, призванные популяризировать культуру Урала, фокусировались исключительно на локальных художественных центрах или отдельных персонах. Более того, все они, за редким исключением, касались периода второй половины XIX – начала XX века и часто трактовали художественное наследие Урала сквозь призму сказов Павла Бажова. Для выставки «Художники уральских заводов» выбран принципиально иной подход к формированию экспозиции и анализу художественной культуры горнозаводского Урала.
Шкатулка с крышкой
Екатеринбургская гранильная фабрика
1839–1840
Родонит; резьба, шлифовка, полировка
Государственный Эрмитаж
К концу XVIII века в регионе насчитывается более 30 горнозаводских поселений. Нижнетагильский, Невьянский, Кушвинский, Златоустовский, Екатеринбургский и другие заводы возникали и развивались вблизи рудных месторождений. Население городов-заводов составляли ассимилированные коренные жители, пригнанные из центральной России крепостные, старообрядцы, приглашенные иностранные специалисты. Владельцы предприятий и заводские управляющие поддерживали художников-самоучек и отправляли их для получения профессионального образования в Санкт-Петербург и за границу.
Возвращение этих мастеров на работу при заводах послужило импульсом к развитию уральской живописи, декоративно-прикладного искусства и архитектуры. Одновременно на Урале работали приглашенные профессиональные художники и местные мастера по художественной обработке камня и металла. Широко использовались западные образцы: в художественном литье – немецкие модели, в иконописном и подносном промыслах – академическая гравюра, а для создания камнерезных произведений – эскизы придворных архитекторов, опирающиеся на западноевропейские модели. Все это способствовало возникновению самобытной горнозаводской культуры Урала.
Портрет Алексея Алексеевича Турчанинова
Станищевский Леонтий Семенович
1777
Холст, масло
ЕМИИ
Возможность познакомить современного зрителя с эпохой зарождения промыслов появилась благодаря музеям-партнерам проекта: Государственному Эрмитажу, Златоустовскому городскому краеведческому музею, Каменск-Уральскому краеведческому музею имени И.Я. Стяжкина, Невьянскому государственному историко-архитектурному музею, Нижнетагильскому музею-заповеднику «Горнозаводской Урал», а также Государственному архиву Свердловской области и Горному музею Санкт-Петербургского Государственного горного университета

Важной составляющей проекта станет первая реконструкция костюмов горнозаводского населения рубежа XVIII–XIX веков. Ее осуществило Уральское фольклорное объединение «ФолкЪ-ТолкЪ», опираясь на полотно В. Худоярова «Гуляние на Лисьей горе» и другие живописные произведения уральских художников первой половины XIX века.
Made on
Tilda